Охрана труда — это комплекс мер, сосредоточенных на обеспечение безопасности и здоровья сотрудников при выполнении ими функциональных обязанностей. Помимо создания безопасных и комфортных условий труда для уменьшения уровня профзаболеваний и травматизма наниматель обязан также позаботиться об информировании и обучению сотрудников необходимым правилам техники безопасности на рабочем месте. Забота об охране труда помогает снизить риск несчастных случаев, повышает производительность труда и улучшает имидж организации как ответственного работодателя.
Согласно закону РБ «Об охране труда» на каждом предприятии независимо от организационно-правовой формы должна действовать система управления охраной труда (СУОТ). Подтверждением уровня данной системы управления является наличие сертификата на соответствие требованиям СТБ ISO 45001-2020 «Системы менеджмента здоровья и безопасности при профессиональной деятельности. Требования и руководство по применению».
Цели идентификации опасностей и оценки рисков
Идентификация опасностей и оценка профессиональных рисков – важные элементы. Главные цели идентификации опасностей и оценки рисков:
- Создание безопасных для здоровья и комфортных условий на рабочем месте.
- Уменьшение вредного воздействия существующих негативных факторов.
- Недопущение появления опасных для здоровья ситуаций.
Грамотно выполненная классификация рисков и определение уровня их влияния позволяет работодателям определить потенциальные опасности, связанные с выполнением сотрудником своих обязанностей, и принять меры по их ликвидации либо снизить уровень их влияния.
Оценка профессиональных рисков включает в себя определение потенциальных опасностей, связанных с работой, и оценку вероятности их возникновения. Это позволяет работодателям принимать меры по устранению либо понижению уровня рисков, связанных с деятельностью предприятия, и обеспечивать безопасность своих работников.
Идентификация опасности и производственных рисков производится на основании действующих нормативных актов, технической документации и внутренних (действующих на предприятии) правовых документов, регулирующих отношения работодателя и наемного работника с учетом специфических особенностей деятельности организации.
Методика идентификация опасностей и рисков
Идентификация опасностей проводится для всех сотрудников организации/предприятия согласно штатному расписанию, а также в разрезе отдельных видов деятельности, необходимых для осуществления деятельности.
Для идентификации опасностей учитываются:
- Функциональные обязанности и поведение всех лиц, имеющих доступ к рабочему месту, а также возможные человеческие факторы.
- Возможные опасные ситуации около рабочего места, возникающие во время выполнения технологических операций.
- Производственное оборудование и материалы.
- Не связанные с рабочим местом источники опасности, способные привести к негативному воздействию на сотрудников, а также прочие факторы.
Каждая организация определяет методы оценки рисков учитывая специфику своей деятельности. Для разных производственных процессов законодательство допускает применение индивидуальных методов оценки уровня возможных опасностей и рисков.
Выявленные вредные либо опасные для здоровья человека факторы в обязательном порядке подлежат анализу, на основании которого определяются самые небезопасные. Необходимо понимать, что глубокому анализу подлежать абсолютно все факторы, связанные с деятельностью организации. На основании проведенного анализа все риски сортируются с учетом оценки и применяемых мер. Неприемлемые риски используются в качестве базы для дальнейшей разработки направлений деятельности в области охраны труда.
В случае привлечения сторонней организации для выполнения подрядных работ, наниматель сам устанавливает порядок обеспечения безопасного выполнения производственных заданий либо материально-технического снабжения с учетом возможности соблюдения подрядчиком собственных требований по охране труда.